Виды оптических иллюзий зрения

Общее описание

Иллюзии для глаз уже давно являются объектом любопытства психологов и художников. В научном определении они воспринимаются как неадекватное, искаженное восприятие предметов, ошибка, заблуждение. В давние времена причиной иллюзии считали неправильную работу зрительной системы человека. Сегодня обман зрения – понятие более глубокое, связанное с мозговыми процессами, помогающими нам «расшифровывать», понимать окружающую действительность. Принцип работы зрения человека объясняется воссозданием на сетчатке глаза трехмерного изображения видимых объектов. Благодаря этому можно определить размер, глубину и удаленность их, принцип перспективы (параллельность и перпендикулярность линий). Глаза считывают информацию, а мозг ее обрабатывает.
Иллюзия обмана глаз может различаться по нескольким параметрам (размеру, цвету, перспективе). Попробуем объяснить их.

Глубина и размер

Самой простой и привычной для человеческого зрения является геометрическая иллюзия – искажение восприятия размера, длины или глубины объекта действительности. В реальности это явление можно наблюдать, смотря на железную дорогу. Вблизи рельсы параллельны друг другу, шпалы перпендикулярны рельсам. В перспективе рисунок меняется: появляется наклон или изгиб, теряется параллельность линий. Чем дальше уходит дорога, тем сложнее определить расстояние какого-либо ее участка.
Об этой иллюзии для глаз (с объяснениями, все как положено) впервые рассказал итальянский психолог Марио Понцо в 1913 году. Привычное уменьшение размера предмета с его удаленностью является стереотипом для человеческого зрения. Но бывают намеренные искажения этих перспектив, которые разрушают целостный образ предмета. Когда лестница на протяжении всей длины сохраняет параллельность линий, становится непонятным, спускается человек или поднимается. На самом деде сооружение имеет нарочное расширение книзу или кверху.
В отношении глубины существует понятие диспаратности – различное положение точек на сетчатке левого и правого глаз. Благодаря этому человеческий глаз воспринимает предмет вогнутым или выпуклым. Иллюзию этого явления можно наблюдать на 3D-картинках, когда на плоских предметах (листе бумаги, асфальте, стене) создаются объемные изображения. Благодаря корректному расположению форм, теней и света, картинка ошибочно воспринимается мозгом как реальная.

Цвет и контраст

Одним из самых важных свойств человеческого глаза является умение различать цвета. В зависимости от освещенности предметов восприятие может разниться. Это связано с оптической иррадиацией – явлением «перетекания» света от ярко освещенных к темным участкам изображения на сетчатке глаза. Этим объясняется потеря чувствительности к различению красного и оранжевого цветов и повышение ее в отношении синего и фиолетового в сумеречное время суток. В связи с этим могут возникать оптические иллюзии.
Немаловажную роль играют и контрасты. Иногда человек ошибочно судит о насыщенности цвета того или иного объекта на блеклом фоне. И наоборот, яркий контраст приглушает цвета близ находящихся предметов.
Иллюзия цвета может наблюдаться и в тени, где яркость и насыщенность также не проявляются. В художественном искусстве есть понятие «цветная тень». В природе ее можно наблюдать, когда огненный закат окрашивает в красный цвет дома, море, сами по себе имеющие контрастные оттенки. Это явление также можно причислить к иллюзии для глаз.

Контуры

Следующей категорией является иллюзия восприятия контуров, очертаний предметов. В научном мире она получила название феномена перцептивной готовности. Иногда то, что мы видим, не является таковым, либо имеет двойную трактовку. В настоящее время в изобразительном искусстве появилась мода на создание двойственных образов. Разные люди смотрят на одну и ту же «зашифрованную» картинку и читают в ней разные символы, силуэты, информацию. Ярким примером этого в психологии является тест с пятнами Роршаха. По мнению специалистов, зрительное восприятие в данном случае одинаково, а вот ответ в виде трактовки зависит от особенностей личности человека. При оценке качеств необходимо учитывать локализацию, уровень формы, содержание и оригинальность/популярность прочтения таких иллюзий.

Перевертыши

Этот вид иллюзии для глаз является также популярным в искусстве. Хитрость ее заключается в том, что в одном положении изображения человеческий мозг считывает один образ, а в противоположном – другой. Самыми известными перевертышами являются принцесса-старушка и утка-заяц. С точки зрения перспективы и цвета, здесь нет никаких искажений, а вот перцептивная готовность присутствует. Но для различия следует перевернуть картинку. Аналогичным примером в реальности может быть наблюдение за облаками. Когда одна и та же форма с разных позиций (вертикально, горизонтально) может ассоциироваться с разными предметами.

Комната Эймса

Примером 3D-иллюзии для глаз является комната Эймса, придуманная в 1946 году. Она спроектирована таким образом, что при виде спереди кажется обычным помещением с параллельными стенами, перпендикулярными потолку и полу. На самом же деле комната эта — трапециевидная. Дальняя стена в ней расположена так, что правый угол является тупым (ближе), а левый – острым (дальше). Иллюзию усиливают шахматные клетки на полу. Человек в правом углу визуально воспринимается великаном, а в левом – карликом. Интерес вызывает перемещение человека по комнате – человека, быстро растущего или, наоборот, уменьшающегося.
Специалисты утверждают, что для такой иллюзии необязательно наличие стен и потолка. Достаточно видимого горизонта, который только кажется таковым относительно соответствующего фона. Иллюзию комнаты Эймса часто используют в кино для создания спецэффекта карлика-гиганта.

Движущиеся иллюзии

Еще одним видом иллюзии для глаз является динамическая картинка, или автокинетическое движение. Это явление возникает, когда при рассмотрении плоского изображения фигуры на нем начинают буквально оживать. Эффект усиливается, если человек попеременно приближается/удаляется от картинки, проводит взглядом справа налево и наоборот. В данном случае искажение происходит из-за определенного подбора цвета, кругового расположения, неправильности или «векторности» форм.

«Следящие» картины

Наверное, каждому человеку хоть раз приходилось столкнуться со зрительным эффектом, когда портрет или образ на плакате буквально наблюдает за перемещениями его по комнате. Легендарная «Мона Лиза» Леонардо да Винчи, «Дионис» Караваджо, «Портрет неизвестной» Крамского или обычные портретные фотографии – яркие примеры этого явления.

Несмотря на массу мистических историй, которыми окутан этот эффект, в нем нет ничего необычного. Ученые и психологи, размышляя, как сделать иллюзию «следящие глаза», вывели простую формулу.
Лицо модели должно смотреть прямо на художника.
Чем больше полотно, тем сильнее впечатление.
Эмоции лица модели имеют значение. Безразличное выражение не вызовет у наблюдателя любопытства и страха преследования.
При правильном расположении света и тени портрет приобретет трехмерную проекцию, объем, и при движении будет казаться, что глаза следят с картинки за человеком.
Источник: fb.ru

Добавить комментарий

Ваш e-mail не будет опубликован. Обязательные поля помечены *

Яндекс.Метрика